В Улан-Удэ набирает моду строительство родовых поместий. Сотни людей уже нашли свой выход из кризиса.
Если деревенские жители и не особо продвинутые горожане строят свои дома в непосредственной близости от города, чтобы легче было добираться до работы, то идейные граждане выбирают место для поселения, исходя из других соображений. Людей вокруг должно быть поменьше, а природы и земли — побольше.
1 гектар на семью
В Бурятии образуются целые поселения совершенно нового типа. В Заиграевском районе близ поселка Старая Курба организовано ДНТ "Радужное", в котором для строительства личных поместий администрация района выделила участок общей площадью в 53 гектара. Еще 16 гектаров выделены в том же районе возле села Онохой-Шибирь. Все участки (каждый площадью не менее одного гектара) уже распределены. Идут переговоры о выделении земли возле Усть-Бряни и в других районах. Причем все новые поселенцы образуют сообщество, объединенное общей целью — построить свое родовое поместье.
"Кризис исчезает, когда человек, его семья четко представляют свое будущее, — говорят участники движения. — Нужна новая идеология, идеология другого образа жизни".
Образ жизни, к которому стремятся и который пропагандируют новые поселенцы, описан в популярных книгах Владимира Мегрэ.
Техника — враг человека
Сюжет книг Мегрэ можно охарактеризовать как философскую фантастику. Посвящены они женщине по имени Анастасия, которую встретил автор и философия которой заставила его переосмыслить свою жизнь. Анастасия — лесная отшельница, ее основное занятие — размышление о судьбах человеческих, а главная ее цель — довести до людей понимание пагубности технократического пути развития. Альтернатива, которую предлагает Анастасия и автор книг о ней, — единение с природой, "жизнь на земле".
Многие воспринимают книги Мегрэ как реальность, но еще больше людей просто воспринимают главную идею. Например, приходят к выводу, что город губит людей. В разных регионах России образовалось уже более 150 поселений, состоящих из родовых поместий. Их количество продолжает увеличиваться.
Их примеру следуют улан-удэнские сторонники нового движения, а точнее, передвижения из города в деревню. Как правило, эти люди также выбирают заброшенную землю и буквально с нуля начинают строить там новую жизнь. Кто-то подумает, что все это фантастика, однако пессимисты могут своими глазами убедиться, как лишь на одном энтузиазме люди с радостью осваивают заброшенные ранее земли и уже начинают претворять в жизнь свои грандиозные планы.
500 смелых
Наталья Рабданова, будучи главным бухгалтером в крупной компании, хотела открыть собственный бизнес, но после прочтения книг Мегрэ твердо решила не тратить на это время, а начать воплощать в жизнь новую мечту — построить родовое поместье.
По словам другого владельца будущего родового поместья Олега Цыренова, таких же, как они, последователей необычного общественного движения, в Бурятии насчитывается порядка пятисот. Это люди самого разного возраста: от студентов до пенсионеров, самого разного социального положения: простые рабочие, госслужащие и предприниматели.
— Интерес к этой идее очень большой. Это можно проследить даже хотя бы по продажам книг, — говорит Наталья Рабданова. — Одно время мы в каждую книгу Мегрэ в магазинах вкладывали листочек с нашими телефонами, чтобы люди звонили и приходили на встречи. Отклик был большой. Телефон просто не умолкал.
Основная идея, которая так запала в душу этих людей, предельно проста: если каждый из нас возьмет себе по одному гектару земли и облагородит его, то вся планета станет прекрасной. Ведь технократический путь развития не приводит наш мир ни к чему хорошему, кроме как к экологическим катастрофам, войнам и социальным проблемам.
Рожать — только в поместье
— Когда мы идем в роддом, где много детей, ребенок не чувствует связи между матерью и собой, не помнит, кто его привел в этот мир, у него рвутся родовые связи. А если человек будет зачат в одном месте, там же и рожден, там же и вырастет, все гениальные способности, которые есть в каждом из нас, у него не потеряются, — уверена Наталья.
Именно поэтому для себя женщина твердо решила — рожать будет только в поместье. Мировоззрение своей супруги муж Натальи принял не сразу. Идея вдруг бросить все, уехать куда-то и начать новую жизнь, работая на своем поместье, молодому ученому БНЦ показалась бредовой:
— У нас была полемика по этому поводу, — рассказывает Наталья. — Муж говорил о том, что сначала он должен реализовать свои амбиции, добиться чего-то в карьере, а уж потом, лет после 40, заняться землей. Но я ему объяснила, что после 40, когда он подорвет свое здоровье, ему уже будет не до строительства. Но, к счастью, его работа не связана с постоянным пребыванием на рабочем месте. Он может работать и дома на компьютере, поэтому он понял, что мои планы кардинально не меняют его образа жизни.
Теперь, взяв участок земли площадью в один гектар, Наталья с мужем начали изучать землю, засаживая ее разными растениями. Первый же опыт их вдохновил — посаженные дикие сливы замечательно прижились.
Посадим лес
Как рассказывает Наталья, в идеале нужно быть подальше от цивилизации, бросив свою работу, выживая только за счет своей продукции, выращенной на участке, и так далее. Вплоть до того, чтобы обучать детей не в обычной школе, а на дому с помощью школ-экстернатов или репетиторов. Но так кардинально менять свою жизнь пока хотят немногие.
У каждого желающего построить свое родовое поместье, конечно, может быть свой план, как это сделать, но есть и общие принципы — например, планировка участка, работа с почвой. Вот как представляет свое будущее родовое поместье Олег Цыренов:
— У нас группа из 7 человек занимается кто чем: я продавец в автомагазине, есть у нас и военный, есть домохозяйки, преподаватели и даже один шаман. Мы разделили участок между собой. У меня, например 2,5 гектара. Я построю большой дом. По периметру участка высажу живую изгородь: кустарник — шиповник, китайскую розу, акации. Недавно я узнал, что в Бурятии растет даже виноград, попробую и его посадить. А половину всей площади будет занимать лес: я высажу березу, осину, кедр. На участке будет и небольшой прудик сотки на две.
Построить дом — совсем недорого
Увидев, с каким воодушевлением поклонники книг Мегрэ начинают претворять в жизнь свои планы, многие из людей непосвященных начинают крутить у виска, другие уверены, что такие люди — последователи какой-нибудь секты. В ответ участники необычного общественного движения только смеются:
— Может быть, со стороны это так и выглядит, но на самом деле все не так, — говорит Олег Цыренов, — у нас нет ни какого-то одного лидера или центра движения, мы никому и ничему не поклоняемся. Людей мы ни к чему не принуждаем, каждый все решает сам. Просто мы взяли хорошую идею и претворяем ее в жизнь.
Все, кто проникся этой самой общей идеей, активно изучают литературу по ведению сельского хозяйства без применения экологически вредных удобрений, новые разработки ученых по строительству недорогих домов и возделыванию огородов.
— Например, один бурятский ученый создал материал, который намного дешевле цемента, — объясняет Олег Цыренов. — Потому, если постараться, то можно и дом построить без больших затрат и освоить земледелие так, чтобы получать огромный урожай.
По словам Олега Анатольевича, в Бурятии такое общественное движение может иметь особенный успех. Ведь пустующих земель у нас очень много.