Честно говоря, я побаивалась идти на этот семинар. Хоть он и был научно-практическим и носил название "Альтернативная энергия. Экодом в Кузбассе", но упоминание в числе организаторов и участников членов экопоселения "Новый путь" на основе Родовых поместий" и совсем уж непонятного НП "Сибирские росы" приводило в смущение.
Сразу приходил на ум "Город солнца" в красноярской тайге за Абаканом, женщины в платках и длинных одеждах, встреченные как-то у Гоголевки. Они умиленно, тихими голосами рассказывали о Виссарионе, о простой жизни в поселениях, где все общее, где природа, венки, самодельные избы и терема. И свои понятия, напоминающие какую-то особую религию.
И что я об этом напишу? Если все мое городское, насквозь материалистическое нутро восстает при одной мысли отбыть "в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов", общаться там с жучками, беседовать с морковью и прекрасным кочаном капусты, да еще и поклоняться кому-нибудь или чему-нибудь...
Слушая доклады, с облегчением поняла: первое - не я одна такая. Людей, опасающихся разного рода ловушек, большинство. Второе - существует и активно развивается несколько идей изменения образа жизни и самой жизни. И, наконец, самое важное - приверженцы разных направлений начинают объединяться, не "гася" и не переделывая друг друга. Поскольку уже понятно, что в одиночку их идеалы неосуществимы. Более того, идет взаимопроникновение идей и их корректировка. Налицо все признаки поиска - установление истины опытным путем.
Посмотрим на экопоселения. Их уже в стране немало. По информации газеты "Родовая земля", созданной в поддержку общероссийского общественного движения "Звенящие кедры России", только таких поселений около 500. Последователи идей из книги Владимира Мегре создают родовые поместья-предприятия - автономные, по сути дела, объединения семей, своего рода общины.
Это представлено как национальная идея. Создана даже "Академия развития родовых поместий". Президентом и председателем президиума академии избран профессор доктор экономических наук Виктор Медиков. Многие в Новокузнецке наверняка его помнят и даже голосовали за него как за кандидата в депутаты Госдумы. Сам он в экопоселении не живет, но движение поддерживает.
Небольшой отрывок "Из опыта поселенца" Владимира Костина дает понять, что, собственно, тянет этих людей назад к природе:
"Растут, например, на грядке два куста гороха. Один куст сбалансирован, выглядит интеллигентно, изящно, на ветках уже несколько цветков. А другой - мощный, сильный, весь ушел в усики. Я ему и говорю: "Отчего растешь так бестолково? Посмотри на соседа, видишь, как в нем все разумно: и цветов много, и усиками умело цепляется за бечевку и потому тянется вверх. У тебя же все наоборот!" В общем, ругался я с ним, ругался, а он знай прет свое. И тогда я решил: семена возьму от умного куста, а этот пойдет в пищу.
Проходит несколько дней. Бестолковый куст после всех бесед и сетований как-то вдруг, как медалями, покрылся гирляндами стручков. А преобразился-то как - ни дать ни взять гусар. Король среди своих собратьев. В его осанке было столько красоты, силы, одухотворенности, что я по сравнению с ним выглядел бледно. Его жизнь, хоть и короткая, протекала ярко и насыщенно, моя же текла медленно и тускло".
Позже, навещая родных в городе, Владимир Костин делает вывод: "...явно ощутил, что нахожусь на другой стороне реки. Они - люди технократического мира, я - биологического" .
И у нас за городом уже несколько лет существует экопоселение. Точнее, имеет намерение существовать. Один из организаторов и "помещиков", Вячеслав Жилин, как он представляется, "в прошлой жизни инженер-строитель, технолог", говорит, что нашли за Березовом заброшенную деревню:
- Начинали искать в стороне Бенжерепа, Шартонки. Земля нас не приняла. Кедрач тоже не принял, сказал, что еще не готовы.
- Так и сказал?
- Не буквально, конечно, по внутренним ощущениям. Теперь осели, осваиваем свои участки на выработанных эрозийных землях. У нас 70 семей, у каждой - по гектару, по полтора гектара.
Там еще только начало. У кого фундаменты, у кого времянки стоят, но в мечтах и проектах экодома, пруды, живые изгороди - автономный рай на одном гектаре.
Я так поняла, что будет не только сельское хозяйство, но и какие-то мастерские, заводики, бизнес-центр. Жизнь среди единомышленников. Все это, конечно, в будущем. Перед тем, как удаляться на постоянное житье, нужно обустроиться. Решить хотя бы вопрос с землей. Пока что члены поселения ежегодно продляют аренду земельных участков, не являющихся их собственностью.
Интересно, что когда члены Правительства РФ декларировали свои доходы и владения, они указывали загородные особняки на участках в 3-4 гектара. А тут - трудности с оформлением одного.
Там трудность, здесь проблема, вот и выявляются у нас в стране причины популярности ухода в природу - бесправность и безысходность. А значит, прочь из городов - в автономность и независимость. Как можно меньше дел с государством, которое не защищает и не помогает и единственная просьба к которому - не мешать.
Очевидно, что своими силами, даже продав квартиры, такую махину, как содружество родовых поместий, не освоить. Но люди подбирались к этой идее и с другой стороны.
- У нас не с экопоселения, а с экодома началось, - говорил на семинаре кандидат физико-математических наук (Институт теплофизики СО РАН) директор новосибирского ЗАО "Экодом" Игорь Огородников. - Мы шли от микроуровня к коллективному эффекту, где эти самые экопоселения будут порождаться как естественное следствие индивидуального строительства.
По его оценке, не случайно в последние годы активизировалось именно индивидуальное строительство. 70 процентов населения России живет в многоэтажках. В Европе и Америке, наоборот, в многоквартирных домах обитают лишь 20 процентов, подавляющее большинство предпочитает отдельные дома.
С одной стороны, мировая тенденция, с другой - как раз сейчас у нас ярко выявились предпосылки для подобного поворота. 60 процентов, если не больше, коммунального жилья находится в весьма плачевном состоянии. Проще сломать, чем отремонтировать. И перейти к "одноэтажной" России.
Но строить не вычурные коттеджи для богатеев, а экодома. Из недорогих нетоксичных материалов, самодостаточные и энергоэффективные, с замкнутым на приусадебные участки циклом. Важные атрибуты при нынешнем энергокризисе - солнечные коллекторы и батареи, водяные и грунтовые аккумуляторы тепла, биореакторы для переработки отходов.
Такие дома уже построены в новосибирском Академгородке. Уже четыре года функционирует домик лесника на Телецком озере с обогревом от солнечных батарей.
То есть новосибирцы успешно закончили пилотный этап своей программы экологического домостроения и готовы поделиться опытом с другими застройщиками.
В этом году с их помощью, как сказал один из участников семинара директор НКО "Родстрой" (Родовые поместья) Андрей Дудкин, приступили к генеральному проектированию демонстрационной экозоны в Новокузнецке.
- Мы на территории города построим дом нулевого потребления, который сам себя освещает и греет. Предварительная стоимость одного квадратного метра, по нашим расчетам, будет около девяти тысяч рублей, тогда как в панельных и кирпичных домах стоимость квадратного метра доходит до 30-35 тысяч рублей и более.
Идея родового поместья ориентирована на людей, объединенных мыслью: "Не могу больше быть несчастным". Но многие готовы просто жить в гармонии с окружающим миром и природой. Еще больше тех, кто хотел бы совместить естественное с привычным, с благами цивилизации. Каждый выбирает, что ему по душе.
Экодом - "клумба", "термос", "лисья нора", шестигранник и восьмигранник - все возможно.
Маргарита Стахович
Новокузнецкая городская газета "Кузнецкий рабочий" N 140, 29 / 11
http://www.kuzrab.ru/current/140_1129111642.shtml
Кстати говоря не обязательно
Пол: Мужской
Имя: Миролюб
Откуда: Междуречье
Кстати говоря не обязательно "менять". Вполне можно совмещать.
---------------
Спешите творить Добро!