Вопрос о наличии или создании Русской идеи бессмыслен. Если бы не существовало русской идеи, то никогда бы не было ни Руси, ни России, ни СССР. Только наличие русской идеи дало жизнь и столь долгое существование Русской цивилизации (именно Русской цивилизации, а не русской нации).
· Русская идея – не национальная идея. Русская идея это идея Русской цивилизации. Ни Русь, ни Россия, ни СССР никогда не являлись проводниками устремлений только одного народа (этноса или нации).
· Русская идея не включает в себя ни Православие, ни Монархию, ни коллективизм и общину. Все это всего лишь формы ее проявления.
· Русская идея - это замысел Бога о России. Это идея не народа, а Духа овладевшего Землей и живущими на ней людьми. Поэтому не может быть и речи ни о каком мессианстве или богоизбранности русского народа.
· Основой Русской идеи является сама Россия – Русская земля. Это суть и смысл бытия. Земля – божественный дар, источник жизни, сама жизнь. Земля - матушка. Для русского человека Русская земля – свята. Отсюда особое поклонение русских Русской Земле. Отсюда не понятный для других цивилизаций священный долг ее защиты для русского человека. В случае войны русские защищают не государство, не семью, не какие-то идеологические принципы, будь то монархия, демократия, коммунизм или религия. Русские встают на защиту Русской Земли от поругания.
· Русский человек – прежде всего Русская Душа. Русские люди определяются не по крови, а по тому, что является точкой отсчета в их сердце. Душа это точка отсчета, мера всех вещей и деяний русского человека. Русские живут не разумом, не сознанием и даже не чувствами. Они живут Душой. Многие культуры знают о Душе и верят в нее. Но только русские на столько неразумны, что могут отождествлять себя с Душой, чувствовать себя ею. Для русского Душа не белая одежда, которую надо соблюсти в чистоте, а он сам. Именно поэтому любая оценка, любой отсчет в русской цивилизации ведется от Души. Это призма, через которую смотрит на мир русский человек. Это мера, а мера должна быть идеальной, а значит божественной. Для русских Душа человеческая всегда чиста. Душа – это божественное дитя.
· В центре Русской идеи стоит Русский Дух. Русский Дух – это божественное проведение, это источник всех сил, это присутствие самого бога. И поэтому Русский Дух непреклонен и непобедим. Это наш вождь непоколебимый и суровый, ведущий нас и дающий нам силу. Русский Дух – вот источник Русской цивилизации. Именно Русский Дух объединяет в одно целое такие разные сущности как Душа и Земля. Именно Дух оплодотворяет Землю, устремляя к ней Души и, тем самым, создавая на ней культуру и цивилизацию. Такое собирание людей вокруг некоего центра и есть Соборность.
· Соборность это не коллективизм и не общество. Соборность это сход (собор) людей к некоему центру. Соборность не исключает и не разрушает индивидуальность человека. Наоборот, Соборность, прежде всего, предполагает эту самую индивидуальность в человеке, дабы он смог сам определить для себя центр собора. Более того, сам центр собора должен обладать невероятной особенностью, яркостью, индивидуальностью и силой, чтобы стать источником притяжения. А ведь центром собора может быть не только Дух, но и человек, народ, да что угодно, обладающее Духовной Силой, дабы суметь распознать праведный путь и повести за собой Собор.
· Русская идея это не идеал, не идеология, не программа и не проект, не закон, не принцип и не цель. Русская идея это не средство для воздействия на народ или вдохновения его на какие-либо подвиги, это не средство для регуляции отношений власти и народа, это не легенда, не утопия и не мечта.
· Русская идея это стержень Русской цивилизации, а значит это критерий всего, с чем сталкивается в жизни русский человек, это призма, через которую русский человек смотрит на мир и оценивает его. Именно по этому Русская идея несет в себе признаки идеальности. Это критерий, а не программная установка. А критерий в отличие от практической задачи может и должен быть идеальным. Критерий это мера всех поступков, планов целей, задач и устремлений. И если эта мера идеальна, то народ, опирающийся на нее, никогда не собьется с пути и всегда выйдет из самых критических ситуаций. Наша мера это Душа, т.е. внутренняя чистота, это критерий по которому мы оцениваем себя и весь окружающий нас мир. Поэтому Русская идея включает в себя, прежде всего образ Души, как наивысший критерий чего бы то ни было.
· Русская идея это стержень Русской цивилизации, а значит это главная внутренняя опора в жизни русского человека. В силу этого Русская идея несет в себе элемент приземленности. Это не закон и не принцип, но именно опора, дающая русскому человеку устойчивость и силу жизни. Такую опору может дать только Земля, и поэтому образ Русской Земли является второй составляющей Русской идеи. Таким образом, Русская идея не зовет в небо, а позволяет твердо стоять на земле и соизмерять деяния с небом.
· Русская идея это стержень Русской цивилизации, а значит это центр притяжения всех людей полюбивших всей Душой Русскую Землю и осознавших себя гражданином Русской цивилизации, независимо от этнического происхождения. Это центр притяжения, а не цель или мечта. Притяжение это есть любовь к Силе Русского Духа, как проявлению божественного проведения. И поэтому третьей составляющей Русской идеи является Русский Дух, дающий людям духовный центр притяжения, а значит направление для движения и устремлений русскому человеку.
· Подводя итог: Русская идея это критерий, опора и центр притяжения для русских людей. Русские люди это идеалисты твердо стоящие на земле и устремленные в любви к Силе Духа. Отсюда и русский характер с его душевностью, приземленностью и тягой к настоящей силе. Что может быть замыслом Божьим и одновременно критерием, опорой и центром притяжения для русских людей?
· Святая Русь - вот сущность русской идеи. Святая Русь - единство русской Земли, русской Души и Русского Духа. Святая Русь это царство Русского Духа, это Царство Небесное, которое стоит на Земле, оно соединяет Небо и Землю.
· Русская идея, как и идея любой другой цивилизации, безусловно, имеет форму своего представления в сознании людей. Идея всегда остается неизменным сквозным стержнем для цивилизации, но форма ее изменяется соответственно изменению мировоззрения народа этой цивилизации.
· В период религиозно-общинного сознания Русскую идею оформила Православная церковь, сформулировав доктрину Третьего Рима. Именно поэтому до сих пор отождествляют Русскую идею с Православием. Однако, это является ошибкой, так как русское мировоззрение давно уже трансформировалось в материалистически-цеховое, идеологи которого дали России новую форму Русской идеи – коммунизм. Более того и до Православной церкви Русская идея уже существовала в образе Великой Руси.
· На данный момент русская цивилизация, да и не только русская, вновь переживает трансформацию мировоззрения. Материалистически-цеховое сознание достигло пределов своего расширения и подошло вплотную к трансформации в новое мировоззренческое сознание. Поэтому перед нами встала задача не построения новой Русской идеи, а необходимость по-новому ее оформить в своем трансформирующемся сознании. По-новому осознать ее.
· Новая современная форма Русской идеи – Русская цивилизация.
· Дальнейшее развитие и строительство Русской цивилизации должно опираться на три составляющие Русской идеи: Русская Душа как критерий и мера всего, Русская Земля как источник и опора жизни, и Русский Дух как центр притяжения, путь и миропорядок.
· Власть должна знать, что русский народ всегда будет оценивать всякую деятельность только мерой Души. Что русский народ, прежде всего всегда будет держаться порядка, дающего жизненную опору, слабо реагируя на новые возвышенные идеи и прожекты. И, наконец, что русский народ пойдет только за сильной духом властью, т.е. твердо знающей направление пути Русской цивилизации.
· Из выше сказанного следует, что необходимо, во-первых, сверять каждый шаг с велением души, а потом уже с позиции справедливости, законности или выгоды. Во-вторых, всегда опираться на способность народа к самообеспечению и ни в коем случае не ущемлять его в этом ни бессмысленными запретами, ни безмерными поборами. И главное, в обязательном порядке необходимо четко сформулировать направление движения современной Русской цивилизации. Только так русский народ поверит в искренность и духовную силу власти.