Палеонтологические и археологические изучения проявили, что пчелы существовали уже в третичном периоде, то имеется приблизительно за 56 миллионов лет по появления варварского человека.
На основании сохранившихся памятников старой культуры разрешено допустить, что варварский человек охотился за медом как за аппетитным и питательным продуктом. Более старый монумент, изображающий добычу меда человеком, отыскан около Валенсии(Испания), и он относится к каменному веку. На кремне сохранилось изваяние человека в окружении пчел, извлекающего мед. В египетских пирамидах были отысканы сведения об применении меда как продукта кормления и целебного средства.
В самом старом мед папирусе, написанном 3500 лет обратно, уже указывалось, что мед отлично воспринимать в облике медикаменты при ранах, «чтобы начать мочеиспускание» и «как лекарство для облегчения желудка». В этом же папирусе находятся описания изнурительных
заболеваний(«ухет» и «заноройд» — особенные виды опухолей), для исцеления которых приноравливались медикаменты, содержащие мед, а еще примочки из меда. В ином древнеегипетском мед папирусе приводится немало увлекательных сведений о лечении ран медом. Надергивание меда — давний украинский промысел. Он именовался бортничеством, а люди, занимавшиеся им — бортниками.
Бортники оберегали старенькые толстые деревья, в которых были дупла, и сами выдалбливали отверстия — борти, устраивая в их сложения для медовых запасов.
Пчеловодство было нелегким занятием. Много усилий, ловкости, труда требовалось от «древолаза». Ему доводилось взбираться на высочайшие деревья, мочь «ладить» с пчелами, ведать их характер.
Торговля медом процветала в славянских землях этак же, как и торговля мехами.
Античные мыслители о меде
В Старой Греции мед числился ценнейшим задаром природы. Греки считали, что их боги вечны поэтому, что они поправлялись этак прозываемою едой богов — амброзией, в состав которой вступал мед. Они приносили всевышним в жертву плоды, намазанные медом.
Возле 3000 лет обратно Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» воспевал красивые характеристики меда. В «Илиаде» он тщательно ведает, как Агомеда готовила для греческих бойцов освежающий карамельный напиток — кикеон. Отец арифметики Пифагор утверждал, что завоевал преклонного возраста — 90 лет — лишь поэтому, что непрерывно употреблял в еду мед.
Древнеримский пиит Овидий этак высказывался о еде, которой обязан кормиться человек;
Незапятнанная влага молочная и благовонные соты Сладостного меда, что благоухает душистой травкой, тмином Не запрещено вам. Щедро великодушно все блага Вам дает земля.
Гениальный философ Демокрит, употреблявший в еду мед, прожил продолжительную жизнь, На вопросец, как необходимо существовать, чтоб сберечь самочувствие, Демокрит традиционно отвечал, что «для этого необходимо орошать внутренность медом, а внешность маслом».
Умнейший доктор и мыслитель древности Гиппократ, живший приблизительно 2500 лет обратно, удачно использовал мед при лечении почти всех болезней, а еще сам употреблял его в еду. Он заявлял: «Мед, принимаемый с иной едой, питателен и дает неплохой краска лица». Сказка гласит, что на могиле Гиппократа поселился рой пчел, который производил мед особенного свойства. Это типо вызвало общее паломничество на могилу Гиппократа за лечебным медом.
Аристотель утверждал, что мед владеет какими-то особенными качествами, способствующими укреплению здоровья и продлению жизни человека.
Юлий Кесарь, присутствуя на обеде у сенатора Полия Румилия, торжествовавшего столетнюю годовщину собственного рождения, спросил, какое лекарство употреблял он для поддержания силы тела и духа, на что получил протест: «Внутрь мед, внешне масло».
Авиценна советовал применять в еду мед для продления жизни. Он заявлял: «Ежели желаешь сберечь юность, то непременно кушай мед». Авиценна считал, что людям в возрасте выше 45 лет нужно регулярно применять мед, в особенности с толченым грецким орешком, содержащим немало жиров.
Античные индусы причисляли меду различные целительные характеристики. Используемое ими лекарственное средство «алтерантия», которое человеку «доставляло удовольствие» и «сохраняло юность», приготовлялось в главном из меда.