В различных духовно-эзотерических кругах эти два явления – просветление и духовное пробуждение – часто путают, трактуют по-разному, отождествляют и вообще не понимают. Потому что понять это можно только в одном случае – по-настоящему пережив это.
Любые объяснения – это лишь описания, концепции, и они не передают Истину, а лишь указывают на нее тем или иным образом, с той или иной стороны. Это подобно дорожному указателю, на котором написано название города, и стрелкой показано, где он находится. Или же это можно сравнить с картой, на которой в двухмерной плоскости изображена схема города. Многие духовно ищущие отождествляют указатель с тем, на что он указывает, или – карту с территорией. Из-за этого и возникают разногласия, путаница и бессмысленные споры.
В этой статье я попробую простыми словами описать разницу между духовным пробуждением и просветлением, перечислю основные признаки и симптомы того и другого, опираясь на свой опыт. Просто имейте в виду, что этот текст – просто еще одно описание, всего лишь один из указателей, а не Истина. Словами Истина не передается, никто и никогда не смог сделать это, и не сможет. Просто посмотрите в том направлении, куда указывают слова, вы должны сами обнаружить Высшую Реальность.
В чем разница между просветлением и духовным пробуждением?
Я говорю исключительно из своего опыта. Вам не нужно в это верить, лучше считайте это моей точкой зрения и исследуйте самостоятельно. В своей книге «Просветление за полчаса» я настаиваю именно на этом – не верьте никому и ничему, исследуйте сами. Я могу лишь показать направление к Истине, но идти вам придется самим.
Первым случается духовное пробуждение, это намного более распространенное явление, чем просветление. Духовное пробуждение происходит в различных религиях, духовных (и не духовных) практиках, в различных системах самосовершенствования и самопознания. А иногда оно происходит и вне практик, совершенно неожиданно и без видимых причин. Есть множество описаний признаков и симптомов духовного пробуждения, и все они настолько разные, что в общей массе это выглядит как-то запутанно, противоречиво и сомнительно. Я выделил самые общие моменты, самые главные, универсальные, которыми и поделюсь здесь.
Духовное пробуждение – это пробуждение от иллюзии бытия телом-умом-личностью. Происходит осознание, что я не тело, не ум, не личность. Это разотождествление может произойти мгновенно, а может растянуться на годы, пока это понимание не станет абсолютно явным и очевидным.
В духовных кругах говорят, что духовное пробуждение – это осознание своей духовной природы. Я бы сказал проще – это осознание своей не-материальной природы. Со словом «духовность» связано много непонимания, искажений и откровенно неверных трактовок. Поэтому я бы предложил выйти за пределы религиозной терминологии и назвать это осознанием себя как Сознания.
Момент (или период) духовного пробуждения может сопровождаться различными яркими и необычными переживаниями, «спецэффектами» и озарениями, и их спектр очень большой. Это может быть переживание света, божественных звуков, видение ангелов или Богов, чувство переполняющей любви, экстаза, ощущение единства и т.д. В моем случае это был выход из тела в бодрствующем состоянии, когда я начал видеть не через глаза, а каким-то иным, непостижимым образом. Это сопровождалось непередаваемым «ВАУ!», и подтвердило то, в чем я и так уже был почти уверен – что я не тело, а сознание. У каждого свои спецэффекты, но общий знаменатель духовного пробуждения всего лишь один – осознание себя сознанием, а не материей.
После духовного пробуждения вы уже знаете из своего опыта, что человек в основе своей – сознание, а тело-ум-личность – это просто временная одежда. Исчезает отождествление с этими внешними вещами. Точнее, это отождествление осознаётся как иллюзия. Но это еще не просветление. На этом уровне всё еще есть некоторая двойственность «я» и «другие», даже если эти другие – тоже духовные существа, пусть и в оболочках.
Когда происходит просветление, иллюзия двойственности (множественности) прекращает восприниматься как реальность. Это еще труднее объяснить словами. Да, есть видимость разных людей, объектов, явлений и событий, но вместе с тем есть понимание адвайты, осознание недвойственности. И это тоже может сопровождаться различными спецэффектами.
Кстати, о спецэффектах. Это побочные вещи. На них вообще не следует ориентироваться. Все эти описанные в интернете признаки и симптомы – это широчайший спектр переживаний, и они не обязательно связаны с духовным пробуждением или просветлением. Мне периодически встречаются в интернете красивые истории типа «О, у меня было такое-то переживание, значит я пробуждаюсь (или пробужден, или просветлен)». Чаще всего это красивые сказки, которые так приятны для эго. Я даю простой и надежный критерий духовного пробуждения – осознание себя сознанием, а не чем-то материальным. Все остальные критерии могут ввести в заблуждение, причем надолго.
Вернемся к просветлению.
Какие основные признаки просветления?
После просветления все еще могут возникать привычные мысли, которые делят Неделимое на отдельные части, но есть осознание, что это деление условное, искусственное, нереальное. Ум больше не вводит в заблуждение.
Просветление – это осознание Истины, после чего все вопросы растворяются и исчезают. И все ответы, концепции, понимания, накопленные на духовном пути, перестают иметь значение. Просветление – это конец поиска. Конец личности. Конец иллюзиям. Это сат-чит-ананда – вечность-сознание-блаженство. Но жизнь продолжается.
Жизнь после просветления подобна просмотру фильма, в котором вы больше не отождествлены с главным героем, хотя и чувствуете его; вы скорее являетесь самим пространством, в котором и разворачивается весь этот фильм жизни. И этот фильм каким-то непостижимым образом «состоит» из того же материала, что и «вы». Я называю этот материал словом «сознание».
Всё есть Сознание. И от того, что сознание принимает ту или иную форму, оно не перестает быть сознанием. Это одно и то же сознание.
Это непостижимо. Это нельзя понять умом. И это невозможно объяснить словами.
И лишь когда ум утихает и перестает создавать ложные разделения на «я» и «не я», может произойти внезапное просветление – осознание адвайты, недвойственности.