Вероятно, вы слышали фразу «Жизнь или кошелек!», которую обычно произносят бандиты, направляя на свою жертву пистолет. Сегодня подобная угроза нависла над всем человечеством, особенно над теми, кто живет в богатых странах.
Но на сей раз сделать выбор требуют не бандиты, а погоня за богатством, ставшая обычным явлением в обществе.
В связи с этим возникает целый ряд вопросов, вызывающих беспокойство. Что стоит человеку такая погоня за материальными благами? Возможно ли довольствоваться меньшим? Не может ли быть, что люди приносят на алтарь погони за наживой истинную жизнь? В деньгах ли счастье?
Из всех человеческих желаний (похвальных и не очень) одно из самых распространенных — любовь к деньгам. В отличие от полового влечения и чувства голода, жажда к деньгам не утоляется и не проходит с годами. Похоже, даже к старости она не становится меньше. Напротив, многие люди в преклонные годы еще больше беспокоятся о деньгах и о том, на что их можно потратить.
Кажется, люди становятся все более жадными. В одном популярном фильме главный герой сказал: «Жадность — гарантия успеха. Жадность полезна». Хотя многие называют 1980-е годы временем жадности, история свидетельствует, что и до, и после этого периода отношение людей к деньгам в целом мало изменилось.
Перемены, скорее всего, произошли в том, что сегодня многие люди видят возможность для сиюминутного удовлетворения своего желания иметь все больше и больше. Похоже, что большинство людей большую часть времени и сил тратит на то, чтобы производить и иметь все больше вещей. Возможно, вы согласитесь, что сегодняшнее стремление все больше приобретать и тратить все больше денег превратилось в разжигаемую воображением необузданную страсть.
Но становятся ли люди от этого счастливее? Результаты современных социальных исследований приводят к не менее интересным выводам.
В отношении психологии людей была подмечена одна удивительная особенность: накопительство денег и материальные блага совсем не обязательно делают человека более довольным и счастливым. Многие исследователи обнаружили, что по достижении определенного уровня благосостояния ощущение счастья и довольства уже не зависит от имеющихся у человека материальных благ.
Так, неудержимая страсть к накопительству приводит многих в недоумение: «Каждая вещь, которую мы покупаем, приносит нам удовольствие, но почему же в конце концов мы не испытываем от этого больше радости и удовлетворения в жизни?»
В своей книге «Счастливые люди» Джонатан Фридман отмечает: «Когда человек достигает определенного уровня достатка, его счастье уже мало зависит от количества имеющихся у него денег. Если он не живет за чертой бедности, связь между счастьем и достатком чрезвычайно мала» («Нарpу Реорlе»). Многие осознали, что счастье человека во многом зависит от того, есть ли у него духовные и нравственные ценности и занят ли он чем-то полезным в своей жизни. Для счастья необходимо дружеское общение, также важно, чтобы никакие конфликты и трудности не лишали нас возможности радоваться тому, что у нас есть.
Корень большинства современных социальных проблем в том, что, по мнению некоторых, материальные блага способны разрешить проблемы, связанные с внутренним миром человека. Некоторые социологи указывают на всеобщее настроение пессимизма и неудовлетворенности. Кроме того, они отмечают следующую растущую тенденцию: в богатых странах люди все чаще обращаются к психотерапевтам или, стремясь обрести смысл жизни и внутреннюю гармонию, советуются с гуру, вступают в секты или псевдолечебные группы. Все это подтверждает, что материальные блага не помогают человеку обрести смысл жизни.
Источник: Русский дух