Одна радикальная группа в США решила сократить радиус происхождения собственной еды величиной в 100 миль. А вот их французский последователь пошёл дальше, решив, что всяческие белки с витаминами да калориями человек вполне может выращивать прямо у кухонного стола.
Если вы думаете, что "Местная река" (Local River) – это "дизайнерский аквариум", то будете правы лишь отчасти. Ведь создатели данного устройства запустили в него рыбок не для красоты, а для обеда. Соответственно, перед нами не только украшение интерьера, но портативная кухонная рыбная ферма-огород!
Придумали эту необычную вещь французские дизайнеры Матьё Леаннёр (Mathieu Lehanneur) и Энтони ван ден Боссе (Anthony van den Bossche). Не сказать, что качество продуктов, имеющихся в магазинах, их не устраивает. Но производство еды для себя, считают Матьё и Энтони, может принести некоторую пользу планете.
Дизайнеры построили несколько экземпляров Local River, различающихся размерами: 163 х 74 х 99 и 74 х 46 х 91.
По их замыслу, в Local River человек будет разводить пресноводных рыбок. Причём тут же, над водой, устроены "гнёзда" для овощей и зелени, которые должны "пить" воду из аквариума, заодно и очищая её.
Пусть вода здесь никуда не течёт, но по меньшей мере одно сходство прибора с рекой имеется – тут воспроизведена естественная экосистема, в которой растения получают питательные вещества от отходов жизнедеятельности рыб.
В общем, тут работает принцип "Ты мне – я тебе". Как не вспомнить о полностью герметичном чудо-шаре с замкнутой и самодостаточной экосистемой, нуждающейся лишь в солнечном свете?
Вот и в Local River всё должно балансировать таким образом, чтобы и рыбкам было хорошо, и овощам. И владельцу Local River – тоже: он сможет производить еду для себя прямо на кухонном столе. В каком количестве – это уже другой вопрос. Главное – идея.
Об идее надо сказать подробнее. Французы построили свой аквариум-садок под впечатлением от деятельности движения Locavores, возникшего в 2005 году в Сан-Франциско.
Авторы отмечают, что сам принцип совмещения выращивания растений и рыбы — не нов. Уже существуют промышленные фермы, где в единых установках скомбинирована гидропоника с разведением рыб. Такая технология называется аквапоникой. Тут же система была просто уменьшена до настольных размеров.
Слово это можно перевести как "местноядные" или "локальнопитающие". Четверо американок, заботящихся о защите окружающей среды, задумались, что на доставку продуктов из других штатов (а то и из других стан) транспорт тратит непозволительно огромное количество топлива. А это вредные выбросы.
Потому подруги решили хотя бы в августе не есть ничего, что было произведено (выращено, поймано) за пределами круга диаметром 100 миль (160 километров) от их родного города.
Опыт прошёл удачно, поэтому в 2007-м его повторили, расширив ещё и на сентябрь.
В обычных аквапонных фермах выращивают, к примеру, осетра, сома или угря, а вода очищается огурцами, помидорами, клубникой или салатом. Что поместит владелец Local River в свою комнатную установку — остаётся только гадать. Осетру, пожалуй, будет тесновато.
А теперь Locavores стараются круглогодично есть как можно меньше привозных продуктов и как можно больше – местных.
К движению присоединяется всё больше людей. Они ставят опыты по консервированию даров природы и бдительно отслеживают историю продуктов, выставляемых в магазинах Сан-Франциско.
Такое ограничение вовсе не приводит к заметному оскудению стола у "местнопитающих". В 100-мильном круге вылавливаются, выращиваются и производятся устрицы и мидии, лосось и треска, крабы и палтус, осётр, говядина, сыр и молоко, курятина, баранина, фрукты и овощи, грибы и вино.
Климат Калифорнии и впрямь чудный. Чего там только ни растёт. Вот в Лос-Анджелесе даже полушутливый проект "Упавший фрукт" (Fallen Fruit) возник, участники которого "подкармливались" за счёт даров частных садов. Как именно это происходило — мы рассказывали.
Матьё и Энтони считают, что влияние движения Locavores будет расти и его сторонникам весьма понравится аквариум-огородик, позволяющий производить некоторое количество еды прямо в городской квартире.
Кстати, насчёт популярности Locavores французы не преувеличивают. По версии "Нового оксфордского американского словаря" (New Oxford American Dictionary) "locavore" стало словом 2007 года (смотрите пресс-релиз Оксфордского университета).
Bel-Air на одной из выставок.
Интересно, что в прошлом году Леаннёр уже совмещал в одной работе дизайн и "украшательство" с экологией и очисткой среды. А, говоря проще, построил домашние воздушные фильтры, работающие за счёт растений.
Называлось это изобретение Bel-Air (что, думаем, и переводить не надо). Помимо очищающей функции эти капсулы должны были придавать интерьеру немного фантастический и футуристический вид.
Спрашивается, а разве просто цветы в горшках на воздух в комнате не влияют?
Конечно. Но у французского новатора из этого простого принципа "вырос" целый прибор-очиститель с вентилятором, прогоняющим воздух через корпус, и с подсветкой.
Bel-Air — это попытка повысить скорость очистки комнатного воздуха растениями (фотографии с сайта mathieulehanneur.com).
Кроме того, парижский дизайнер предложил высаживать в таких горшках-фильтрах только те растения, которые являются самыми эффективными очистителями воздуха от монооксида углерода, формальдегидов и бензола, в изобилии поставляемых нам не только улицей, но и квартирой.
Такой "топ-лист" зелёных фильтров NASA (мотивы его понятны – долговременные полёты) составило давным-давно: лилия, бамбуковая пальма, английский плющ и герберы.
Данное нехитрое устройство демонстрировалось на ряде выставок по обе стороны Атлантики.
Ну а новинку — Local River – французские дизайнеры представят публике 25 апреля в нью-йоркской галерее Artists Space.
Источник http://www.membrana.ru