Аргументы в пользу биоэтанола смотрятся с каждым годом все более убедительно, особенно на фоне "отвязавшихся" нефтяных цен. Запасы углеводородного сырья в мире ограничены, биотопливо же - ресурс возобновляемый. Не случайно в стратегии развития энергетики США и в "Зеленой книге" Евросоюза предусматривается резкое повышение доли возобновляемых источников энергии. В Западной Европе уже в ближайшей перспективе его использование намечено довести до 20% от всего энергопотребления. Но лидер здесь не Европа, а Бразилия, которая давно и активно вырабатывает биотопливо из сахарного тростника.
У России огромный потенциал по части возобновляемых источников энергии, он оценивается в 360-430 млн т условного топлива. Россия - первая лесная держава, в стране около 20 млн га свободной пашни, часть которой можно засеять масленичными культурами. Помимо того ежегодно у нас образуется 700 млн т твердых бытовых отходов и отходов животноводства. Но к формированию мощностей по выпуску биодизельного топлива, биогаза и биоэтанола страна фактически только приступает.
Программа на вырост
По некоторым признакам, у бизнеса зреет все большее желание заниматься выпуском биотоплива. Но чтобы отрасль могла нормально развиваться, в основе ее существования должен лежать принцип рентабельности. Никто субсидировать ее не будет, за исключением первоначального этапа.
По словам президента Национальной биоэнергетической ассоциации Андрея Шаповальянца, чтобы новое направление состоялось как субъект экономики, необходимо решить, по крайней мере, 5 крупных проблем.
Первая - состояние сырьевой базы. Да, в стране много земли. Но когда попытались понять, почему она не используется для посевов, выяснилось, что крайне мало земельных угодий, реально оформленных в чью-то собственность. Ни один предприниматель, ни один банк не проинвестирует проект, пока не будут приведены в порядок земельные отношения.
С другой стороны, подсчитано, что для производства биотоплива стране как минимум потребуется 1,5 млн т рапсового масла. Для этого нужно собрать 4,5 млн т рапсовых семечек. При нынешней урожайности - 10 ц/га - необходимо засеять около 4 млн га. В 2007 году благодаря усилиям Минсельхоза дополнительно было засеяно 800 тыс. га. Рывок неплохой, но для решения поставленной задачи недостаточный.
Впрочем, сырья не хватает не только России, в Германии созданы мощности для переработки 3,5 млн т масленичных культур, из них на 1,5 млн т простаивает. Так что рапс, если им заняться серьезно, может стать еще и предметом экспорта. Еще одна проблема - обеспечение отрасли оборудованием. Пока в наличии в основном экспериментальные образцы, до внедрения их в серию - расстояние громадное.
Третье - подготовка кадров. Сегодня их уровень никак нельзя признать удовлетворительным.
Четвертое условие - создание благоприятного инвестиционного климата. Кое-что здесь делается. По ходатайству Минсельхоза производство оборудования для биотоплива включено в список тех видов техники, процентная ставка по кредитам для которых дотируется из бюджета. Это породило эффект домино, уже в стадии реализации 6 проектов по организации выпуска биотоплива и предполагается запустить еще 25.
И последний пункт в этом списке - продвижение биотоплива на внутренний и внешние рынки. До тех пор, пока этот вид топлива не займет свое место в официальном энергобалансе страны, считают специалисты, будущего у него не будет. Сначала биотопливо должно быть введено туда в виде добавок, затем - в виде отдельного энергетического элемента.