Unlimited HostingFree Drupal ThemesFree Drupal Themes
Форум об экопоселениях
Давайте поговорим об экопоселениях на нашем форуме.
Создайте свой дневник
Вы можете создать свой дневник (блог) на нашем сайте.
Древняя Русь, её истинная история и Вера
Вся правда о нашей славянской истории - О древней Руси.
Реклама
Природа и Человек


Родовая Земля - это метод исцеления общества

Природа - лучший лекарь, целитель и доктор. Она как мать врачует наши тела и души

Экопоселения - это выход из тупика цивилизации
Вход на сайт
Опрос
Часто ли вы бываете на природе?:
Комментарии
Поиск

Издавна при создании дома для себя и своей семьи русский крестьянин вступал в теснейшие и весьма сложные связи и отношения с окружающей средой, с природой, диктовавшей в значительной мере основополагающие принципы и приемы застройки селений, серьезно влиявшей на способ организации жилища. Умело используя особенности этой естественной среды, он стремился вжиться в природу, гармонично и непротиворечиво слиться с нею, вписаться в ее живую и легкоранимую структуру. Существуя рядом и вместе с природой, развиваясь в постоянном контакте с нею, он добивался порой поразительных результатов в сложнейшем и ответственейшем деле формирования полноценного жилища, практичного и выразительного.

Крестьянин строил свой дом там, где были плодородная земля, богатые луга, могучий лес, чистая река или озеро. Он выбирал наиболее целесообразное, наиболее удобное место - достаточно высокое, сухое, освещенное солнцем и укрытое от холодных ветров. Умный и рачительный хозяин ставил избу так, чтобы был обеспечен хороший подход и подъезд к дому, чтобы окна жилых помещений были обращены на солнечную сторону - "на день", - чтобы из них открывался широкий вид и на окружающие угодья, и на реку с лодочным причалом и расположенной у самой воды баней, и на входивший в состав усадьбы амбар, где хранились запасы, - они всегда должны были быть "на глазах".

Старые рубленные дома. Поволжье.Вся жизнь крестьянина, все его дела и помыслы, все мировоззрение были тесно связаны сродной природой - с рекой, лесом, окружающими полями и лугами. Река была удобным средством сообщения между поселениями, удовлетворяла бытовые и хозяйственные нужды, а зачастую и кормила крестьянскую семью: в старину полноводные российские реки были богаты рыбой. Лес давал добротный строительный материал, обеспечивал сырьем для изготовления различных необходимых в хозяйстве и быту поделок, "поставлял" к столу грибы, ягоды, разнообразную дичь.

Природная наблюдательность, опыт предков, наработанные веками традиции, способность остро воспринять и объективно оценить особенности естественного ландшафта пробуждали в крестьянине удивительное "чутье", которое давало ему возможность свободно ориентироваться в реальной ландшафтной ситуации и помогало выбрать для постановки дома действительно наилучшее место. Он устраивался, обживался там, где было не только удобно, но и красиво - красота окружающей при роды имела для него очень большое, а иногда и определяющее значение. Она возвышала душу крестьянина, давала ему ощущение свободы и простора.

Выбирая место для возведения своего дома, русский крестьянин должен был соблюдать и весьма строгие запреты и ограничения, закрепленные в народных поверьях, обрядах и сказаниях. Например, нельзя было ставить дом там, где раньше проходила дорога - заброшенные дороги в народе связывали с пребыванием нечистой силы. Не позволялось возводить дом и там, где прежде стояла баня - постройка, связанная с "нечистым" огнем. Не разрешалось селиться и там, где росли так любимые на Руси березы - их раскорчевка считалась грехом. Никогда не строились на месте дома, сожженного молнией или брошенного жильцами из-за болезней, эпидемий, стихийных бедствий, а также в местах, где были найдены человеческие кости, где кто-нибудь серьезно поранился или случилась какая-либо крупная поломка, - то есть в "нехороших" местах, или, как мы привыкли говорить сегодня, в энергетически неблагоприятных зонах. И наоборот, благоприятными полагали уже обжитые людьми участки и места, где обычно ложится отдыхать домашний скот - мы знаем, что животные хорошо чувствуют и безошибочно распознают зоны с "положительной энергетикой".

Возникая в природе, дом создавал вокруг себя некое силовое поле, формировал масштабную жилую среду, а вместе с хозяйственными и подсобными постройками составлял целостный комплекс - крестьянскую усадьбу. Так на пустом, необжитом месте зарождалась первичная ячейка будущей деревни. С течением времени из семьи крестьянина-первопоселенца выделялась новая, молодая семья - отделялся брат или сын, - и рядом с уже существующей усадьбой появлялась другая, затем третья - росла деревня. Живописно разбросанные по берегам рек, озер, по склонам холмов жилые дома и хозяйственные постройки сливались с окружающим пейзажем. Деревни, складываясь из отдельных, свободно расположенных в ландшафте групп домов, продолжали и развивали эту изначально заданную гибкую планировочную структуру, органично связанную с рельефом, что порождало оригинальные композиционные решения, во многом продиктованные особенностями конкретной природной ситуации.

Народные зодчие умело выявляли лучшие качества природного ландшафта, акцентировали их, создавая на этой основе новый, "упорядоченный" ландшафт, в котором жилые дома и прочие постройки становились неотъемлемыми композиционными элементами. Жилая среда русского поселения всегда естественно входила в природу, органично вписываясь в нее и включая в себя природные структуры; в результате на этой основе возникал целостный архитектурно-природный комплекс. Старые деревни как бы вырастали из ландшафта, не нарушая его порядка, напротив - обогащая природу простыми и лаконичными, но выразительными архитектурными формами церквей, домов, подсобных и хозяйственных построек. При этом они не противопоставляли себя природе, но и не подчинялись её диктату, ее стихийному развитию. Сооружения, созданные человеком, тонко и умело дополняли пейзаж.

Народные мастера всегда "советовались" с природой, отражали наиболее существенные, наиболее постоянные ее характеристики в архитектуре поселений. Жилые дома и хозяйственные постройки располагались в строгом соответствии с направлениями природных структур - изгибами реки, очертаниями берега озера, перепадами холмов. Для еще большего слияния с природной основой использовались специфические конструктивные элементы и малые архитектурные формы, зритель но связывавшие здания и сооружения с поверхностью земли: рубленые подпорные стенки-"обрубы", бревенчатые мосты, разнообразные изгороди, пешеходные мостки с перилами и площадками для отдыха.

Интересно и показательно, что в представлении крестьянина дом всегда был не только жилищем - это была неотъемлемая часть единой жилой среды, где здания выступали лишь составными элементами целостного жилого образования - деревни. Да и деревней в прошлом считалась отнюдь не простая совокупность жилых и хозяйственных построек, а вся местность, на которой было расположено поселение. В понятие "деревня" входили и все принадлежащие селению земельные владения: полевая или "горняя" земля, пастбища и сенокосы, охотничьи угодья в лесу - "перевесы" и "путики", места рыбной ловли на реках и озерах. В зависимости от размеров деревня могла именоваться еще и деревушкой или деревнишкой.

Наряду с деревней - наиболее распространенным типом русских крестьянских поселений, не имевшем в своем составе церкви, - существовали и другие. Например, селом называлось относительно крупное поселение с церковью, к которому тяготели окружающие деревни. Название "село" является одним из самых древних, оно насчитывает уже более тысячи лет. Рядом с ним бытовали и такие наименования, как сельцо, селище, селишко, как бы уточнявшие значимость и величину конкретного населенного пункта. Столь же древнее название - "погост" обозначало собою центральное селение округа. На погосте располагались сооружавшаяся обычно "миром" церковь или даже целый храмовый комплекс, здесь проходили мирские сходы, устраивались общественные угощения, сюда приезжали "торговые гости" - купцы (отсюда, кстати, и происходит само слово "погост"). В более позднее время погостом стали называть сельский приход или церковь с расположенным рядом с нею кладбищем. Существовали на Руси и иные названия сельских населенных пунктов слободы, веси, выселки, околы, выставки, хутора.

Расположенные в крупных поселениях церковные здания были видны и с дальних подступов, и с окружающих полей, и с водной глади. Как правило, дороги, ведущие к селению, а также улицы самого селения были ориентированы на церковь или храмовый комплекс. Очень часто культовые постройки - церкви и колокольни хорошо просматривались даже из соседних деревень, являясь ярким композиционным ядром и великолепным зрительным ориентиром во всем окружающем ландшафте. Их местоположение выбиралось после тщательного анализа местности, особенностей рельефа, а также существующих подходов к селению. Для размещения церкви обычно выбирался ключевой элемент природной среды - возвышенность, высокий берег реки или озера, мыс или полуостров. Постановкой здесь храмового комплекса достигалось усиление, акцентирование этого естественного центра при родного ландшафта. А расположение церкви на высшей точке рельефа - "на гриве" - еще более увеличивало ее высоту, что позволяло храму безраздельно господствовать над всей окружающей местностью.

Складывавшаяся столетиями гармоничная архитектурно-природная среда благотворно влияла на человека, постоянно и ежечасно воздействовала на все его органы чувств, создавала благоприятный психологический климат жилища всего поселения. С самого раннего детства живший и воспитывавшийся в такой естественной, экологически сбалансированной среде русский крестьянин "с молоком матери" впитывал в себя любовь и бережное отношение к окружающей его природе, к родным лесам и полям.

Экологичным было и само крестьянское жилище. Традиционный рубленый дом всегда принадлежал и человеку, и природе. Беря из естественной среды материал для своих построек, человек как бы возвращал его природе, но уже в другом, новом качестве, умело включая в ландшафт в простых формах логичного и конструктивно выверенного сооружения. Использование единого естественного строительного материала - дерева - способствовало еще большему сближению сооружений народного зодчества с природным окружением. При этом каждый дом, каждое село или деревня имели свое неповторимое лицо, обладали яркой индивидуальностью, в значительной мере продиктованной естественной неповторимостью природной среды.

Экопоселения

Экопоселения решают практически все проблемы, накопившиеся за время существования технократической цивилизации

Код для вставки
Нажмите на ссылку, чтобы получить код:
Об Авторе
Эконафт аватар

Профессия
Инженер

Поселенец
Я пока не проживаю в экопоселении

Семейное положение
Не состою в браке

Откуда
Междуречье

Пол
Мужской

Реальное имя
Миролюб

Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.
Рейтинг
Активные за неделю:
Сбор новостей
RSS-материал
Сотрудничество
Пишите, мы ждёи ваших писем с вопросами, предложениями, просто с отзывами о сайте и сотрудничестве. Написать письмо.
Политика сайта о побликуемых материалах
Сайт не преследует никакие коммерческие цели, служит только в качестве информационной базы и места встречи людей с общими интересами и взглядами для общения на тему экопоселений и нашей подлинной русской культуры и истории. Сайт не несёт никакой ответственности за размещаемые на нём материалы пользователями. О всех нарушениях сообщайте Администрации.
Сайт об экопоселениях

Все права защищены